22 апреля 2018 года на конференции «Вещь и контекст: художественное произведение и современные подходы к его анализу» в Европейском университете (Санкт-Петербург) научный сотрудник Государственного Эрмитажа Георгий Соколов выступил с докладом «Евгений Михнов-Войтенко и абстрактный экспрессионизм».
Михнов-Войтенко и абстрактный экспрессионизм
23 октября 2018 года
В сообщении был сделан анализ творческого метода Е. Г. Михнова-Войтенко, на примере его раннего творчества, в контексте общемировых тенденций развития искусства второй половины 20 века на примере Нью-Йоркской школы.
По мнению Георгия Соколова, сопоставление художников последней, прежде всего Джексона Поллока, с Евгением Михновым-Войтенко должно строиться вокруг отношения к общей для них проблематике. Важной является проблема автоматизма и спонтанности, которая присутствует в творчестве и советского художника, и его американских коллег, являясь одной из наиболее актуальных в искусстве послевоенных десятилетий вообще. Сходства и различия в подходе к автоматизму могут многое рассказать об особенностях не только конкретных художников, но и тех художественных контекстов, в которых они существуют.
Американцы гнались за полным автоматизмом, за отказом от авторства (которое не было достигнуто, замаскировавшись в культе «автографизма»: художники вырабатывали узнаваемую конкретную манеру или метод, и каждая работа превращалась как бы в их личную подпись), за децентрализацией, за жестуальностью – советский же художник, интересуясь этими проблемами, не был радикален в своём к ним отношении. Он не стремился уничтожить авторство, автоматизм поверял строгим контролем (невольно сближаясь в этом с Поллоком, который отвергал «хаос»), а автографизма избежал множественностью техник – и вместо всего этого в первую очередь интересовался искусством как событием, сжатостью и лаконичностью самого процесса создания произведения.
«Это сопоставление говорит о том, что Михнов, разумеется, знакомый с образцами зарубежного искусства, хоть и в ограниченном объёме, вырабатывает свой собственный, оригинальный взгляд на искусство, - подчёркивает Георгий Соколов. Этому способствует и его личное понимание задач художника, и тот бытовой и художественный контекст, в котором он находился».
Коллаж Георгия Соколова. Использованы композиции Ива Кляйна (слева, без названия) и Евгения Михнова-Войтенко "Рукопожатие" (справа).