Биография

МИХНОВ-ВОЙТЕНКО (Михнов) Евгений Григорьевич (5.7.1932, Херсон – 2.10.1988, Ленинград), советский художник, график и живописец.

Двойную фамилию по маме и отцу получил при регистрации. В 1934-1936 годах, после развода родителей и в связи с частыми переводами мамы по службе, жил в Воронеже, в семье деда, Александра Григорьевича Михнова, и бабушки, Софьи Васильевны Говоровой.

С 1936 года – в Ленинграде, в 1941-1944 гг. находился в эвакуации в г. Семипалатинске.

Из-за конфликта с учителями оставил обучение в девятом классе и в 1949-1950 гг. работал на станкостроительном заводе им. Свердлова учеником токаря и токарем третьего разряда, параллельно вновь поступив в девятый класс вечерней школы. Завершил среднее образование в 42-й школе им. Белинского в городе Минске и поступил на переводческое отделение Первого Ленинградского педагогического института иностранных языков по кафедре скандинавских языков (1951-1954).

С 1952 года занимался в кино-драматической студии при ДК им. 1-й Пятилетки, где изучал сценическое мастерство, техники движений и речи, системы известных режиссёров. Выступал в качестве актёра, одновременно участвуя в художественном оформлении спектаклей, позднее стал одним из художников-постановщиков студии, также самостоятельно освоил основы фото и кино дела. 

Картинка с подписью
Евгений Михнов-Войтенко. 1955 год.

Из-за ликвидации скандинавской кафедры, отказавшись от предложенного перевода на отделение английского языка, в 1954 году прервал обучение в институте иностранных языков и в том же году поступил в Ленинградский государственный театральный институт им. А. Н. Островского на художественно-постановочный факультет по специальности художник-технолог сцены. Учился у Н. П. Акимова. Параллельно продолжал занятия в театральной студии, а в 1956 году с небольшой группой студийцев-единомышленников перешёл в ДК им. Ильича, где основал кино-драматическую студию для реализации собственных сценических проектов, и в течение последующих двух лет был её фактическим руководителем, осуществив постановку нескольких короткометражных фильмов. В 1957 году работа студии продолжалась на базе ДК им. Промкооперации, а ещё через год была прекращена.  

В 1958 году Е. Г. Михнов-Войтенко окончил Ленинградский театральный институт.

В марте 1959 года принят на работу в ателье № 35 треста «Ленинградодежда» на должность художника-оформителя, в ноябре того же года перешёл в Комбинат живописно-оформительского искусства (в дальнейшем – Комбинат декоративно-прикладного искусства) Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР, сотрудником которого оставался до конца жизни.

В 1960-х годах занимался оформлением интерьеров, разработкой рекламных плакатов, выставочных экспозиций, выполнил ряд заказов в области декоративно-прикладного искусства – панно, светильники, украшения. Среди наиболее значительных: панно-стена «Белые ночи» для Дворца Культуры металлургов (Череповец), комплексное оформление (панно «Солнце и Луна» (резьба по дереву), панно из хрустального стекла и другие элементы) для ресторана «Москва» (Ленинград). Одновременно с оформлением ресторана Михнов выполнил настенные росписи в открывшемся при нём кафетерии, позднее получившем известность под неофициальным названием «Сайгон», как место встреч неформальных музыкантов, писателей, поэтов и художников. Автор художественного оформления к книгам Г. Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир» и Г. Товстоногова «Современность в современном театре», а также для первого отечественного учебника по сценическому движению – «Основы сценического движения» И. Коха.

С середины 1950-х годов один из крупнейших представителей неофициального (нонконформистского) искусства СССР, т. н. второго русского авангарда. Произведениям Е. Г. Михнова-Войтенко свойственно исключительное богатство и тонкость колористической композиции, множественность оригинальных творческих приёмов, исключительное разнообразие художественного языка.

Работал всеми доступными материалами: карандашом, грифелем, восковым мелком, тушью, фломастером, нитроэмалью, маслом, гуашью, пастелью, соусом и темперой, исследуя их природу и возможности взаимодействия с поверхностью бумаги, холста, картона, оргалита и пластика; выполнил серии коллажей и экспериментальных текстово-графических композиций с помощью пишущей машинки; при создании декоративно-прикладных произведений применял чёрные и цветные металлы, стекло, оргстекло и дерево, занимался резьбой, горячей ковкой, гравировкой, в экспериментальном цехе КДПИ разработал методику художественной термической обработки пенопластов.

Многообразие стилей и техник, использовавшихся Михновым-Войтенко, не дают достаточных оснований причислить его к одному из направлений современного искусства. Граффити, искусство действия, супрематизм, ташизм, экспрессионизм – лишь некоторые из них, определяемые искусствоведами при анализе творчества художника, в котором чётко выделяются три основных периода. Каждому из них присущи характерные, не встречавшиеся ранее и не повторяющиеся им в дальнейшем особенности в плане методов, приёмов и стилей работы.

Ранний этап (середина 1950-х – начало 1960-х гг.) отличается наибольшим разнообразием творческого поиска, экспериментов с формой и содержанием. В это время им написаны все фигуративные работы, в том числе пейзажи (т.н. «Одесский цикл» 1955 года), натюрморты, портреты («Портрет бабушки», «Портрет сестры», «Соня» и др.), жанровые картины («Игра в шахматы»).

Картинка с подписью
Е. Т. Михнов-Войтенко. «Тюбик 488». Бумага, масло. Вторая половина 1950-х годов.

Параллельно выполнены циклы абстрактных миниатюр и больших композиций («Натюрморт с Солнцем», «ДИАЛ», «Влюблённые» и др.), коллажей, а так же работы, в которых Михнов-Войтенко одним из первых использовал в живописи технику граффити (т. н. «Тюбики») и композиции, написанные нитроэмалью по картону и оргалиту («Бабочка», «Рукопожатие», «Посвящение Моцарту» (Hommage Mozart), «Аль Фреско», «Без Дна», «Крест» и др.).  

Следующий период, охвативший десятилетие с начала 1960-х по начало 1970-х годов, практически полностью посвящён графике.  Работы данного времени в значительной части компактны по размеру и максимально лаконичны по композиции, центральное место которой порой отводится белом пространству, а единственным элементом изображения становится линия, точка и даже художественно преломленная подпись автора.

Картинка с подписью
 Е. Г. Михнов-Войтенко. Из цикла «Прикосновения». бумага, тушь. 1959 г.

Именно в эти годы художник создаёт большую часть т.н. «именных» циклов, в том числе выполненные тушью и грифелем «Дневник невыдуманных образов», «Прикосновения», «Рожицы», «Торсы», «Хоралы». Особо следует отметить циклы «Кресты», «Моления», «Троицы», характерные стремлением соединить религиозную тематику с языком современного искусства.

Единственные произведения этих лет, выбивающиеся из общего ряда – «Рельефы», несколько объёмных композиций, созданных маслом на холсте, а также формально завершившие «тюбичный» цикл картины «Точки (Улыбка Будды)» (1960) и «Точки № 2 (Магнификат)» (1965) и три композиции 1971 года.

Последние полтора десятилетия творчества Михнова-Войтенко (начало 1970-х – 1988 гг.) характерны, прежде всего, окончательным переходом к работе в области нефигуративной абстракции.

Картинка с подписью
Е. Г. Михнов-Войтенко. Из цикла «Квадраты». Бумага, темпера. 1981 год.

Палитра художника максимально насыщена, преобладает использование смешанной техники, поиск колористической гармонии, постоянные эксперименты с сочетаниями цвета и техническими приёмами, такими, как использование мастихина. В этот период созданы многочисленные композиции в смешанной технике, а так же монохромные работы соусом и тушью. Наиболее характерными для этого времени являются картины цикла «Квадраты», отличающиеся обширным спектром цветовых сочетаний, от насыщенно мрачных (в том числе серия «чёрных» квадратов) до пронзительно-светлых.    

Связующим звеном между ранним творчеством Михнова и позднейшим творчеством становится использование символов, каллиграфических знаков, вплетаемых в цельную композицию. 

Во второй половине 1980-х годов Михнов-Войтенко ещё раз обратился к жанру миниатюры, выполнив темперой небольшой цикл экспрессионистских работ.   

Картинка с подписью
Евгений Михнов-Войтенко. 1977 год.

Графические и живописные работы Евгения Михнова-Войтенко в настоящее время находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Нового музея, ряда региональных музеев России, Центра Помпиду, Музея Циммерли, многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.